Маша Донская
7 дек. 2019 г.

Правовая характеристика

История о порче имущества — случайной или не очень — регулируется Гражданским кодексом (ГК РФ). В соответствии со статьей 211 ГК РФ собственник несет риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. Статья 1064 ГК РФ обязует гостя, причинившего вред имуществу ресторатора, заплатить за все сполна. При этом пункт 2 подсказывает: если человек бьет посуду, кальяны, бутылки «не по своей вине», то никому и ничего он не должен. Только это нужно будет доказать.

Степень «случайности» определяется судом: оценивается, была ли проявлена достаточная осмотрительность и заботливость, которая требовалась в конкретной ситуации. Если в узком коридоре, полном стеклянных предметов, Некто бежал сломя голову и махал руками, то нанесение ущерба не является случайностью, а если тот же Некто шел мелкими шажками, боком и почти не дыша — это должная заботливость.

Что делать: инструкция

Когда осколки уже рассыпались по полу, в первую очередь следует позвать администратора или официанта и объяснить ситуацию. В дальнейшем события могут развиваться по трем сценариям.

Ресторан все поймет и простит.

Вполне вероятно, что ресторан не будет предъявлять требования, поскольку возможность причинения ущерба уже включена в стоимость блюда. Гость уйдет с миром, зная, что в ресторане будут рады видеть его снова.

Ресторан предъявит требования, гость согласится с суммой возмещения ущерба.

В некоторых заведениях есть конфликт-меню, где зафиксированы суммы возмещения. С ним гость должен быть ознакомлен заранее, еще до того, как сделает заказ в ресторане. Конфликт-меню должно быть утверждено бухгалтером и руководителем ресторана — подпись, печать, дата. Если такого меню в заведении нет, то сотрудники ресторана могут назвать примерную сумму ущерба, ориентируясь на стоимость предмета при покупке. Моментально подсчитать сложно. Нужно учитывать степень износа на момент порчи — это раз. Стоит иметь в виду, что брендированная посуда предоставляется ресторану на безвозмездной основе в рекламных целях. Таким образом, вряд ли цифра, предъявленная сразу после происшествия, будет объективной. Но это не исключает возможности уладить вопрос на месте, если гость со всем согласен. Оплата ущерба должна сопровождаться выдачей чека.

Ресторан предъявит требования, но гость не согласится с заявленной суммой.

В таком случае вопрос должен решаться в претензионном порядке. Гость может оставить ресторану свои паспортные данные (дать их переписать, а не сфотографировать паспорт), сообщить о своем желании получить претензию и уйти с гордо поднятой головой. Важно помнить: администрация, охрана ресторана не имеют права задерживать гостя, блокировать ему выход и тем более применять физическую силу. Если это происходит, можно вызывать полицию.

Ресторан должен направить гостю претензию с обоснованием суммы, приложив подтверждающую бухгалтерскую документацию. После получения претензии гость может возместить ущерб либо дожидаться иска в суд.

Всем встать, суд идет. Судебное разбирательство в России длится в среднем от трех месяцев до года. В суд нужно будет явиться сторонам минимум дважды. В ходе рассмотрения дела на основании представленных материалов судья будет выяснять все обстоятельства, кто прав, кто виноват и сколько платить.

Если суд вынесет решение в пользу истца (ресторана), у него появится право требовать от гостя возмещения судебных расходов. Имеется в виду та сумма, которую ресторан потратит на оплату услуг юриста, и иные расходы, которые он понес в ходе судебного разбирательства. Составление искового заявление, ведение судебного процесса и юридическая консультация в Петербурге стоит от 30000 рублей. Скорее всего, по решению суда, расходы придется возместить частично. В обратную сторону это тоже работает: если суд иск не удовлетворит, то право требовать возмещение судебных расходов появится у ответчика — гостя ресторана.

Что если разбил посуду в ресторане?
Фото 1/1

Резюме:

  • Обеим сторонам конфликта выгоднее не доводить дело до суда, лучше мирно договориться — понять и простить клиента либо предъявить объективную сумму ущерба.
  • Если сумма от ресторана предъявлена объективная и гость признает свою вину, то он может оплатить сумму ущерба, не отходя от кассы, в день происшествия. Ресторан должен выдать чек на оплаченную сумму.
  • В случае, когда предъявленная рестораном сумма вызывает сомнения у гостя либо он хочет позже компенсировать причиненный ущерб, он может запросить у ресторана претензию в письменном виде, оставив свои паспортные данные и контактную информацию.
  • Ресторан должен направить претензию, где размер нанесенного ущерба будет обоснован и подтвержден. Если гостя такое обоснование не устраивает — дело будет рассматриваться в суде.
  • Что будет в суде: судья оценит обстоятельства дела, доказательства (не-)виновности, взаимосвязь размера причиненного ущерба и действий гостя — на основании этого вынесет решение о сумме ущерба. В случае, если иск ресторана будет удовлетворен (полностью или частично), ресторан вправе в судебном порядке требовать с ответчика возмещения судебных расходов. В случае, если требования истца не будут удовлетворены, на возмещение судебных расходов будет вправе рассчитывать ответчик (гость).